Жизнь без рамок

Спасибо за интервью чудесной девушке и психологу Ольге Фильковской


“Моя новая жизнь без рамок”- говорит дончанка Елена Белоус. Ей 26 лет, она не замужем. Окончила учетно-финансовый факультет Донецкого национального университета, по специальности финансы. Работала в сфере оптовых продаж, руководила отделом закупочной логистики.
Сейчас она живет в Ладыжине, шутит о том, что стала  Пересе Ленкой, участвует в социальных проектах, ведет свой блог, а местные СМИ называю ее “відомий в Ладижині фотограф” и ссылаются на ее материалы в своих публикациях.


- Лена, как прошло твое расставание с городом, ведь в Донецке ты прожила почти 20 лет?
- Очень тяжело было находиться на месте. Хотелось куда-то уехать, от этой неизвестности, которая была вокруг. С тех пор, как захватили Славянск, нас каждые выходные пугали, что будет вторжение в Донецк. Так и случилось. Ополченцы на гражданских машинах колонной беспрепятственно зашли в город и захватили аэропорт. Это было в конце мая. Я уехала на неделю за границу. Потом вернулась. Через несколько дней –  в Одессу. Думала на две недели, а осталась на целый месяц. У меня были одни джинсы и две футболки adidas со времен Eвро 2012.
…Все дни, начиная с апреля месяца, были очень наряженными. Ты живешь в режиме: “дом, работа, дом, работа”.  По вечерам никуда нельзя выходить. Везде люди с оружием….
В Одессе жила у сестры, а потом уехала в Ладыжин. Родители мне сказали: “Домой не возвращайся”.

- Этот момент расставания с родителями…
- Это не было как-то…
… Это было очень здорово на самом деле. Наконец-то вместо “дом работа дом работа” ты куда-то едешь, ты работаешь удаленно, ты можешь вместо обеда в офисе и бесконечных звонков взять свой телефон и выйти на крыльцо дома с ноутбуком…
… Я задумалась о родителях, когда начались жуткие обстрелы и мне снились сны о войне… Ты просыпаешься среди ночи практически в истерике… … В январе уже начали сильно бомбить и наш район в том числе. Буквально через дорогу от дома стояла установка град и в любой момент могла прилететь ответка. Слава Богу, не довелось
- В Ладыжине ты презентуешь себя как фотографа. У тебя есть вой бренд monica, визитки, подарочные сертификаты. Фотография это что для тебя: хобби, увлечение, способ заработать деньги?
- Это жизнь, это бизнес, это маркетинг, это продажи, прямые продажи. У меня было некоторое портфолио, привезенное из Донецка. Студийные и уличные съемки, фотокниги. Я ходила по улице, подходила к людям, давала свою визитку, давала свой альбом, говорила, что вот я приехала, есть такая я. Меня моментально в тот же день взяли в ночной клуб работать фотографом. Также я вела самопропоганду в соц. сетях. Во всех местных группах выкладывала свои посты о фотографии с ссылкой но портфолио, добавляла друзей со всего города. Это маркетинг.
Примерно через месяц нашла себе декораторов. Стала с ними сотрудничать. Для города это было новое. Здесь фотографы привыкли, что люди к ним идут. Никто не представлял, что фотограф может идти к людям, как делала это я.
- Местные медиа называют тебя “відомий в Ладижині фотограф Олена Білоус”. А в какой момент ты родилась как фотограф?
- Это очень сложный вопрос, (смеется). Такого момента, наверное, не было в моей жизни. Я до сих пор еще не понимаю, что я фотограф.
Мне всегда нравилось фотографировать, просто не было чем. Фотоаппарат я купила в 2011 или 2012 году. Первую свою свадьбу отсняла в 2013 году, и все первые съемки были в основном для друзей.
Понимаешь, когда ты работаешь, когда у тебя много текущих дел, ты мало уделяешь времени своему хобби. Тебе все время хочется чего-то большего и страшно. Страшно потому что у тебя это либо не получиться, либо получиться и тебе придется оставить работу. Я не хотела ни первого, ни второго. Поэтому всегда был страх начать заниматься этим серьёзно. Ну а после тех событий, которые все знают, когда рамки ушли, я сделала себе рекламу.

- В одном из интервью ты сказала, что участие в проекте National Geographic дало тебе веру в себя. До этого ты в себя не верила?
- Я не верила, что могу делать вещи, которые я делала на проекте. Понимаешь, когда ты чувствуешь себя неуверенно в том, что ты делаешь, ты просто не веришь в себя. А когда редактор журнала National Geographic говорит, что из работ 20 человек она выбрала 20 фотографий, и 3 из них твои, как лучшие отснятые за предыдущие дни … Ну это уже показатель для моей внутренней самоуверенности.
Я ведь прекрасно понимаю, что человек, который занимается фотографией,  должен наработать какой-то опыт, прежде чем у него начнет что-то получаться. У него должна быть какая-то теоретическая либо практическая основа. До участия в проекте у меня не было ни первого, ни второго.
- Какое-то время после приезда в Ладыжин ты фотографировала в супермаркетах ценники и просроченные продукты. Это было одним из способов создать вокруг себя ажиотаж?
- Это был ажиотаж вокруг города, призыв: “Люди проснитесь, что вы позволяете с собой делать?” Потому что у нас в большом городе такого не было. У нас редко можно было найти просрочку в супермаркетах. У нас все был реально круто. Здесь же люди готовыми мириться с тем, что с ними обращаются как с дерьмом и продают им некачественный товар.
- Тебе удалось изменить ситуацию?
- Да, люди стали обращать внимание на это, обсуждать эту тему. И я счастлива, ведь многие даже не задумывались над тем, что можно вернуть купленный просроченный товар назад в магазин. Очень большая проблема была и в том, что в магазинах переклеивали ценники. Цена за один товар могла различаться в 10 - 30 грн.  Допустим, люди брали носки за 20 грн., а им на кассе выбивали 40 грн. И люди либо отказывались, либо платили 40 грн.  Я учила людей видеть разницу между ценником и суммой, выбиваемой на кассовом аппарате. По закону ценник является документом, по которому человек должен купить товар.
- Ты несколько раз повторила “вот у нас в Донецке”. У тебя получилось найти  новый дом?
- Как сказать?.. Мой дом везде. Есть дом, где хранятся мои вещи, где я живу, это в Ладыжине. Вот сейчас переезжаю в Киев на зимний период. Поэтому я не могу однозначно сказать. Это очень сложно.
- Чем ты планируешь заниматься в Киеве?
- Есть цели, которые меняются в зависимости от полученных результатов сегодня и завтра. Знаешь, сейчас никто из переселенцев не планирует. Мы поняли, что планировать бесполезно. Я много чем хочу заниматься. Это и фотография, и журналистика, это и социальная активность какая-то, это и бизнес. И я прекрасно понимаю, что всем сразу … а, да, семья… Да, всем сразу я заниматься не смогу. Нужно выбрать что-то одно, и смотреть, как это будет получаться.
В Киеве есть некоторое количество моих старых клиентов из Донецка, есть новые клиенты, тоже переселенцы, которых я уже фотографировала раньше. Мне интересно работать с переселенцами,  фотографировать переселенцев, писать о переселенцах, потому что только переселенец может понять другого переселенца.
- У тебя появился блог Olenka Pereselenka, который уже пользуется популярностью. Зачем ты его создавала?
- Для получения практических навыков написания каких-то статей. Мне же нужно нарабатывать свой опыт, не работая.
- Твои фотографии и комментарии с проекта National Geographic опубликовали в журнале Корреспондент, твой блог за два дня просмотрело более 3 тысяч человек, ты часто появляешься в новостных лентах ладыжинских медиа. Как ты относишься к своей возрастающей популярности?
- Скорее всего, нейтрально.
Вот на днях были местные выборы. Проснувшись утром, я увидела, что по улице разбросаны листовки. Я просто сфотографировала и написала свое мнение. Один из местных порталов опубликовал мои фотографии и комментарий на своей площадке, указав, что информацию сообщила Елена Белоус. Они даже не стали описывать кто я и что. Так что это приятно. Ты чувствуешь себя нужной людям. Потому что если бы это было не так, мои посты не были бы такими популярными.

Раньше у меня была стандартная жизнь, а сейчас я стараюсь получать удовольствие от каждого дня. Ты когда-нибудь задумывалась над тем, что жизнь может в любой момент закончиться? Нужно выходить за рамки и жить так, как нам хочется.


Комментарии