День Воли. Личная история одного из задержанных и осужденных

Думаю, многие помнят, как проходил День Воли в Беларуси. То, что мы видели - слишком безлико. В сети почти не было личных историй. 
Сегодня у меня появилась возможность опубликовать историю моего друга, который борется за свои права в своей стране. Благодаря ему мы можем увидеть на эти события изнутри. Сяржук рассказал свою личную историю.

"Мне, можно сказать, очень не повезло, т.к. все мои друзья благополучно побывали на митинге и вернулись с него, а тех, кого на площади забрали в автозаки, отпустили спустя пару часов без составления протокола…как то так. А я попал так попал)


Как известно, ко Дню Воли собирались митинги во многих городах по причине недовольства политикой властей и нового налога на тунеядство. Обычно День Воли никогда не запрещали и в этот день собиралось не более 3000 человек на митинг. Но в этот раз, там должно было быть по моим прогнозам 20 000, если не более. Т.к. даже с учётом разгона на улицах было около 5000 человек и более 1000 задержаны. Задержания начались за пять дней до Дня Воли. Задерживали всех оппозиционеров, активистов и возможных участников будущего митинга во всех городах.

В пятницу, за День до митинга задержали моих приятелей в Слуцке, но я уже успел покинуть город и перед отъездом выложил в соцсети пост с призывом участвовать в шествии на День Воли:

Няўжо застаўся тый, хто лічыць, што лепшае жыцьцё наперадзе? Ці ты ня бачыш куды ідзе Беларусь і думаеш, што цябе гэта абміне? Сотні чалавек, якія паўсталі за ТВАЕ правы, зараз сядзяць за кратамі! Ты баішся, табе ёсьць што губляць ці табе проста да фені? Думаеш ім было ня страшна і губляць няма чаго? Падымі сваю сраку і выйдзі на Дзень Волі! Пакажы сваёй прысутнасьцю, што ты салідарны і жадаеш лепшай будучыні! Менск – Акадэмія навук – 14:00


И в это же день на меня завели дело, т.к. у нас соцсети приравнены к СМИ с недавнего времени. Получается, что я призывал людей к незаконному митингу, хотя ранее с этим проблем не было. Они меня искали везде, приезжали к моим родным по всем адресам ночью. Они были одеты по граждански и совсем не знали где я живу и как меня найти.



На день воли в Минске я заночевал у друга, а с утра мы вместе ушли в город. Спустя два часа позвонил его брат (который остался дома) и сказал, что в двери ломятся. Это были сотрудники КГБ. Сосед вызвал милицию, сказал, что воры. Там целая история была, но не об этом….
Мне позвонили родные и сказали, что меня в Слуцке ищут. Потом позвонил следователь и сказал, что бы я явился в милицию своего города. Я ему сказал, что когда приеду тогда и увидимся.

В городе жесть: везде патрули, возле станций метро, подземных переходах, возле админ. Зданий. Если видят кого с национальными символами или слышат беларускую речь, то останавливают для проверки документов и забирают. Машины с молодежью, которые ехали в Минск, не пускали ГАИ.
Нас было трое. Мы поняли что дело дрянь и пошли в магазин покупать то, что может понадобиться в камере на всякий случай. После закупки мы решили двинуться к вокзалу, что бы сесть на троллейбус и поехать к месту митинга. Мы были далеко от места. Вокзал кишил ОМОНом и ментами. Мы решили не проходить через него, а сесть на троллейбусной станции вблизи вокзала.
Когда шли заметили патруль ОМОНа. Обходили их выписывая дугу, стараясь не показаться им на глаза. НО….трое ребят с рюкзаками все равно привлекли их внимание, и они догнали нас бегом. Мы уже было забыли про них, как услышали сзади голос: “Стоять!”. Грубые ребята не представились, документы не показали, на каком основании остановили нас не объяснили. Мы им показали паспорта и содержимое сумок. (На всякий уточню, что бежать было некуда…там такая местность, что не убежишь). Моих данных у них не выбило по базе, зато моего друга Кости после запроса по рации назвали цифровым кодом. И к нам сразу вызвали машину. Еще они обратили внимание на наши значки с Погоней и ленточку с орнаментом на рюкзаке. Красная тряпка для быка)
Была команда у органов хватать всех активистов не позволяя придти им на место збора.

Про костю. Тут нужно пояснить, почему у этого парня в их базе отметка. Как то раз его забрали омоновцы и пристегнули наручниками в участке. Один из омона начал ему грубить и говорить что Костя фашист, его мова беларуская бл*дская и не кому нафиг не нужна и в таком духе. А костя плюнул ему в лицо. Омоновцы избили его тогда до потери сознания и сломали ногу. Он подал в суд, было даже фото, где он избитый в участке, но в суде сказали, что это фотошоп. Вот такая история.

Приехал бус, они начали нас тащить в него. Мы держались друг за друга и кричали: Минчане помогите! Все перепугано смотрели. Мы старались не оказывать сильного сопротивления, т.к. это уголовная статья. Иначе тех двоих, что нас остановили мы бы в пять минут уделали. У них только форма страшная, а сами засранцы. Вот те, что подъехали за нами более свирепые были.


По дороге я позвонил подруге – она правозащитница. Сказал что меня задержали, а в ответ услышал: “Меня тоже”. Пипец, мы тогда не знали, что власти задержали правозащитников на время разгона, что бы те не могли никому помочь. Весь их офис лицом в пол положили.
Привезли нас в опорный пункт и составили протоколы за ругань матом в общественном месте (мелкое хулиганство). Там был парень, приехавший с Могилёва. У него был шарфик с гербом Погоня. И россиянин, этнический белорус, знает мову, хотел тоже на митинг пойти, но когда узнал, что митинг запретили, то купил билеты назад в Россию. Он не знал где обменять оставшиеся беларуские деньги и сам подошел на вокзале к омону спросить где обменник. Те приказали показать им содержимое сумки и нашли там маленький бело-красно-белый флажок. По итогу скажу, что парень с шарфиком получил 5 суток ареста, а россиянин 12 суток, депортацию и запрет на въезд в Беларусь сроком на пять лет.
Там один мент нам угрожал и сказал, что нас душил и душить будет. Взвёл автомат и что бы попугать направлял на нас. Вот дурак. Мы ему говорили, что он ненормальный и псих, а мы все равно победим и пробьёмся как трава через асфальт. Его это злило.


Не смотря на то, что мы не уголовники и наша вина не доказана, у нас изъяли вещи, шнурки, металлические предметы, надели наручники и в специальном отсеке машины повезли в суд. В выходной день! Там уже были на работе и ждали нас “дежурные судьи”.
Суд был настоящий каламбур. Я в наручниках, судья, молодая секретарша, которая от стыда отводила глаза, омоновец, который меня задержал он же и свидетель против меня. Адвокат, которого прислали не говорил ни слова и задал вопросы мне, а не омоновцу. Все мои ходатайства и протесты отклонены. Мне и моим друзьям по 12 суток ареста. У нас постановления суда по тексту отличались только фамилией судей и нашими данными. Конвейер получше Форда.
Оттуда нас повезли в РОВД, потом в тюрьму, там не было уже места, нас опять в опорку, потом опять в тюрьму. По дороге чуть в аварию не попали. Вот бы был прикол и прецедент)
Забавно конечно, странно так все….такие картинки рисуются: я в наручниках в спец машине, рядом конвоиры, открываются ворота тюрьмы с колючей проволкой, менты, собаки лают, коридоры, камеры. Аттракцион острых ощущений что надо.
На следующий день нас этапом повезли в тюрьму в г.Жодино т.к. в Минской было страшное перенаселение. Было много молодёжи разных убеждений. Это как семинар что ли, специфический. Пообщался с братьями по нац-дем, нац.-социалистами, коммунистами, анархистами, соц.-демами и т.д.


Были даже христиане! Они приехали из Украины пятидесятники на какой то свой форум или что вроде того за один день до митинга. То ли дорогу не там перешли, то ли что…..у них проверили документы, а тут бац! Паспорта Украины! Ну у ментов планку и сорвало, все перемешалось в их дурных головах: Майдан, бандеровцы, украинцы, недавно приехали, зачем? День Воли завтра, их группа. Влепили им тоже всем арест. Ребята поговаривали, что эти христиане, перед каждым приёмам пищи в камерах молитву читали и все “змагары” это поддерживали. Жаль, что у мня в камере христианина не было (.
У меня сидел волонтер, 19 лет, принес передачку арестованным и сам загремел на 14 суток, мужчина 50 лет, хотел узнать где содержат его жену, тоже 14 суток, активист студенческого движения получил 5 суток + ему разбили при задержании айфон5, ну и один вор. Было там много девушек. Несколько женских камер по 6 человек на нашем этаже.
Сидения в камере описывать не буду. Не вижу смысла. Везде по разному. К нам относились корректно. Еда так себе. Гулять выводили раз в два дня на часок в камеру без крыши, небо в клеточку, все дела). Письма мне не передавали, мои тоже. В конце срока меня перевезли в Слуцкий изолятор и не сказали родным, но информация все равно просочилась, а так бы родные поехали меня встречать в другой город.
Через неделю после освобождения у меня вновь был суд в Слуцке за тот пост в ВК (я писал вначале). Они видимо разозлились, что я убежал, что меня пришли друзья поддержать, что вину не признал и показания отказался давать, что адвокат был и влепили мне штраф на максимум – 25 базовых величин=575 рублей=283 доллара.


Вот такая вот история…если вкратце  

Да у нас почти каждый активист сидел на сутках, некоторые не один раз. Это в наших кругах уже как экзамен на годность. Думаю, я его сдал) Жаль анархистов и ультра-правых…этим ребятам минимум 20 суток дают, а то и 25. Приписывают сопротивление, а некоторым уголовные дела вешают и садят на несколько лет"

Комментарии